Следователь
Наименование профессии: следователь
Доминирующий способ мышления адаптация — анализ
Область базовых знаний № 1 и их уровень: право, юридические науки, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень: безопасность, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: право, юриспруденция
Межличностное взаимодействие: частое по типу «рядом»
Доминирующий интерес: социальный
Дополнительный интерес: предпринимательский
Условия и характер работы: вне помещения, мобильный
Доминирующие виды деятельности:
- расследование преступлений
- проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших в преступлении
- осмотры мест совершения преступлений
- проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов
- поиск улик, имеющих отношение к совершению преступлений
- организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.)
- выяснение причин и условий совершения преступлений
- ведение документации: составление протоколов, постановлений и др.
- анализ собранных данных по преступлению
- сбор информации, необходимой для раскрытия преступления
- профилактические мероприятия, направленные на снижение преступности
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- высокий уровень развития восприятия — целенаправленность, осмысленность
- хорошая концентрация внимания — способность сосредоточивать внимание на необходимом объекте
- устойчивость внимания — способность удерживать внимание на объекте длительное время
- избирательность внимания — способность выбирать нужную информацию из большого количества сведений
- умение быстро и грамотно записывать полученные данные
- гибкость мышления
- хороший уровень развития словесно-логической памяти
- способность быстро анализировать и перерабатывать информацию
- способность точно и понятно выражать свои мысли — вербальные способности
- коммуникативные способности — умение взаимодействовать с людьми
- ораторские способности: грамотная, интересная, осмысленная речь
- умение слушать людей
- развитое пространственное воображение
- быстрота мышления
- абстрактное мышление
- высокий уровень развития мыслительных процессов — образное понятийное мышление
- организаторские способности
Личностные качества, интересы и склонности:
- инициативность, настойчивость, целеустремленность
- решительность, способность быстро и самостоятельно принимать решения
- умение прогнозировать события, наличие интуиции
- ответственность
- выносливость
- склонность к исследовательской деятельности
- честность, принципиальность
- гуманность
- умение организовывать себя, свое рабочее время и деятельность других людей
- аккуратность, дисциплинированность
- эмоционально-волевая устойчивость
- находчивость
- требовательность
- умение хранить тайну
- чувство собственного достоинства
- нестандартность принимаемых решений
- высокий самоконтроль, критичность
- наблюдательность
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- формальное отношение к работе
- неумение излагать свои мысли
- плохое развитие долговременной памяти
- рассеянность
- неспособность воспринимать новую информацию
- отсутствие умения налаживать контакты с людьми
- невыдержанность
- жестокость, агрессивность, нетерпимое отношение к людям
Области применения профессиональных знаний:
- Следственные отделы правоохранительных органов, прокуратура, частные детективные агентства.
История профессии
Возникновение профессии «следователь» связано с появлением правоохранительных органов. Деятельность его заключается в сборе и проверке имеющихся документов, показаний свидетелей, очевидцев, потерпевших вещественных доказательств по уголовным делам. В компетенции следователей входит ведение допросов, очных ставок, опознаний, обысков, осмотров и следственных экспериментов. В российской системе безопасности различают предварительные и судебные следствия. Но такая целостная система деятельности развивалась и совершенствовалась не сразу, а постепенно. Сейчас в каждом отделении полиции работают следователи, и следует оценивать по достоинству важность их труда для жизни и деятельности государства и граждан.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и предпринимательский):
- офицер полиции
- авиационный диспетчер
- официант
- учитель
- психолог
Учебные заведения, обучающие данной профессии в г. Уфе и РБ:
- Башкирский государственный университет 450074, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, тел.: (347) 273–67–08 www.bashedu.ru
- Филиалы:
453840, г. Сибай, ул. Белова, 21, тел.: (34775) 3–75–13
453103, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а, тел.: (3473) 43–22–50
452683, г. Нефтекамск, ул. Трактовая,1, тел.: (34783) 2–35–80 - Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации 450091, г. Уфа, ул. Муксинова, 2, тел.: (347) 254–82–62 www.ufali.ru
- Уральская государственная юридическая академия Уфимский филиал 450068, г. Уфа, ул. Вострецова, 7/1, тел.: (347) 265–82–77, 265–29–29 www.uslaufa.ru
- Уфимский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета 450080, г. Уфа, ул. Менделеева, 177/3, тел.: (347) 252–99–79, 252–99–77 www.uirgteu.ru