Машинист локомотива
Доминирующий способ мышления: приложение — регуляция
Область базовых знаний № 1 и их уровень: физика (пневматика, теплотехника и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень: слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний, (практическое использование знаний)
Область базовых знаний № 3 и их уровень: навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные знания, навыки)
Профессиональная область: Транспорт
Межличностное взаимодействие: Редкое
Доминирующий интерес: реалистический
Дополнительный интерес: конвенциональный
Доминирующие виды деятельности:
- управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т. д.)
- маневровые передвижения
- прием и контрольно-технический осмотр локомотива
- обеспечение рационального режима управления локомотивом
- обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов
- контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования
- обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов
- выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров
- контроль безопасности посадкой и высадкой пассажиров
- информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда
- контроль сохранность и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования
- принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана
- руководство и контроль работы членов локомотивной бригады
- своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей
- выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т. д.)
- быстрота реакции
- скорость и точность движений
- хорошая координация движений
- эмоциональная устойчивость (умение «трезво» мыслить в критических ситуациях)
- психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время)
- высокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости внимания
- острое зрение
- навыки зрительного восприятия в процессе движения
- точный глазомер
- хороший слух (навыки различения сигналов)
- оперативность мышления
Личностные качества, интересы и склонности:
- сообразительность
- осторожность
- наблюдательность
- осмотрительность
- бдительность
- решительность
- выдержка
- дисциплинированность
- организованность
- самообладание
- ответственность
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность
- безответственность
- плохое зрение
- плохие показатели быстроты реакции
- нерешительность
- сердечные заболевания
- злоупотребление спиртными напитками
Области применения профессиональных знаний:
- железные дороги общей сети
- рудники
- промышленные предприятия (внутризаводские пути)
- шахты
История профессии
Железная дорога — комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов.
Локомотив — от латинских слов «locus» — место и «moteo» — тяну, т. е. дословно «двигающий по месту», по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном.
Профессия «машинист» не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог. Хотя прообраз железной дороги появился в древности. Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы («колесопроводы») для передвижения различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительницах железных дорог была конной или человеческой.
В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал «паровую машину», а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию будущего двигателя для железных дорог.
Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии «машинист».
В 1834 году на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостные отец и сын Черепановы построили «сухопутный пароход» — первый в России паровоз, который двигался со скоростью 15 км/ч. Они же, соорудили первую в России заводскую железную дорогу. Первая в России железная дорога общего пользования протяженностью 27 км была построена в 1837 году между Петербургом и Царским Селом. Она служила для деловых и увеселительных поездок царя и не имела большого экономического значения. В 1851 году в России строится первая в мире двухполосная железная дорога. Первые опыты по применению электрической тяги провел в 1876 году инженер Пироцкий. С этого времени начинается бурное развитие железнодорожного транспорта. На сегодняшний день общая протяженность железных дорог мира около 2 млн. километров.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и конвенциональный):
- чертежник
- библиотекарь
- реставратор мебели
- звукооператор
- монтажник
Учебные заведения, обучающие данной профессии в г. Уфе:
Профессию машиниста можно получить в средних специальных учебных заведениях или на специальных курсах.
- Профессиональное училище № 44, 450014, г. Уфа, ул. Ухтомского, 29, тел.: (347) 281–36–00, www.pl44ufa.narod.ru
- Уфимский государственный профессионально-педагогический колледж, специальность — «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», 450006, г. Уфа, ул. Белякова, 25, тел.: (347) 276–60–18, 276–38–33, www.ugppk.ru
- Уфимский техникум железнодорожного транспорта, 450014, г. Уфа, ул. Ухтомского, 33, тел.: (347) 274–87–17, www.uftgt.ru
- Уфимский институт путей сообщения филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», 450015, г. Уфа, ул. К. Маркса 50, тел.: (347) 229–14–14